Лилия Паронян — талантливая современная поэтесса, автор двух стихотворных сборников: «Будь собой» и «Следуй за душой». Пожалуй, немногим поэтам удавалось так тонко и органично соединить экзистенциальную философию с реалиями бурного XXI века — с его глянцем, интернет-технологиями и бешеным ритмом жизни. В этом пестром калейдоскопе лирическая героиня Паронян ищет себя и вопреки ожиданиям не только находит, но и открывает огромные возможности собственного эго — «я».
Стихи сборника «Будь собой» можно условно разделить на три категории: личные, любовные и философские. Пожалуй, лучше всего поэтессе удались размышления о самой себе — своем внутреннем «я». Лилия Паронян предельно искренна с собой. Страх смерти и жажда жизни — две линии, которые красной нитью проходят через ее стихи («Экзистенция», «Смерть», «Формула жизни»). Поэтесса отчаянно борется со своими внутренними страхами, она, подобно героям пьесы Евгения Шварца, как бы убивает в себе невидимого дракона и выходит победительницей («Я могу!»). Ее лирическая героиня — самодостаточная личность, которой вполне хватает ее внутреннего мира для полноценной жизни («Мало кто в мире напишет про себя», «Пустота»). Вместе с тем она испытывает вполне естественный для обычного человека страх перед новой жизнью и неизведанным будущим («Переезд»). А в другом стихотворении она задается поистине гамлетовским вопросом: «Кем ты себя считаешь?», но, в отличие от принца датского, находит ответ в детстве, где сокрыто все самое важное, что заложено в человеке.
Поэтесса находит удивительно точные слова для описания внутреннего портрета современного человека, который психологически разбит. Наверняка многие читатели узнают в лирической героине стихотворения «Моя личность» себя — полных эмоциональных противоречий, страхов и колебаний. Но она пытается собрать свой раздробленный внутренний мир воедино («Моя Шушаник», «Моя женщина»). Эти стихотворения, несомненно, найдут отклик в душе любой женщины, которой хочется быть красивой снаружи и гармоничной внутри. Поэтесса играет со своей лирической героиней: она сравнивает ее то с Квазимодо («Когда-то я давным-давно…»), то с гусеницей, которой суждено превратиться в прекрасную бабочку («Прошлое»), то с Барби («Будь собой!»), то с женщиной Востока и даже с Бенджамином Франклином («Моя волшебница»).
В интимной лирике Паронян не забывает и про своих друзей и родных. Автор призывает читателей ценить любимых людей и не откладывать для них теплые слова на потом: ведь время не резиновое, и дорог каждый миг («Думаю»). А посвящение папе — прекрасный образец дочерней признательности родителю за воспитание, заботу и любовь («Мой папа», «Папа»). Стихотворение «Мама» вызывает на глазах слезы: столько нежной грусти и трепетной нежности к самому близкому человеку вложила поэтесса в эти коротенькие строчки любви.
Особое место в творчестве Паронян занимает тема детства. Она часто сравнивает себя с ребенком, вспоминает себя маленькой девочкой и, будучи взрослой, пытается отыскать исконные истоки своей личности («Наше детство — наш фундамент»). Порой она сетует, что забыла свои детские мечты и предала себя маленькую («Маленькая девочка по имени Лили»). Особое внимание поэтесса уделяет детским травмам, которые накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка («Израненные дети»).
В сборнике нашлось место и воспоминаниям о столице: в стихе «Моя Москва» Паронян говорит об этом городе с большой теплотой. Вместе с тем поэтесса призывает читателей не увлекаться цивилизацией: в стихотворении «Мегаполис» она рисует опустошенного человека, загнанного шумом и суетой огромного города, который поглощает личность.
Поэтесса четко осознает свое литературное предназначение. В стихотворении «Художник» она описывает свой творческий процесс через приемы работы живописца. И действительно, стихи Паронян полны густых красок, сочных цветов и ярких сюрреалистических образов, которые словно сошли с картин Ван Гога.
Философскую лирику Паронян отличают размышления о смысле жизни в контексте обостренной личной рефлексии. Говоря о духовной пустоте современного общества, она узнает, что сама подвержена этому тлетворному влиянию («Последствия»). Поднимает поэтесса и больной для современного времени вопрос о свободе и границе желаний человека. Рассуждая о прогрессе человечества, приходит к неутешительному выводу, что люди так и не научились жить по нравственным законам и принимают за свободу раболепство друг перед другом («Развитие»). Паронян затрагивает актуальную проблему искусственного интеллекта, которым люди тщетно пытаются продлить себе жизнь. Претензии человечества на вечную молодость и бессмертие в этом несовершенном мире вызывают у поэтессы философскую грусть — сродни той, которую испытывал Гамлет, глядя на череп Йорика («Искусственный интеллект»). А интернет-зависимость человечества от фотографий, видео и соцсетей удручает ее («Фото»).
Выход из этого дурмана Паронян видит в единстве людей всей вселенной: ведь все связаны друг с другом «ранами или объятиями» («Мир, словно конструктор…»). Она призывает всех мечтателей о «светлом будущем» менять не окружающую жизнь, а в первую очередь — самих себя («Мой марафон»). Поэтесса оригинально обыграла избитую идею о том, что «вся наша жизнь — игра», сравнив человеческую историю с партией в шахматы, где большинство людей — пешки и лишь немногие пробиваются в ферзи («По ту сторону»). Поэтесса неоднократно обращается к теме боли и страданий («Царапины», «Простота»), в первую очередь — душевных, психологических. По ее глубокому убеждению, эти переживания — следствие неправильного выбора, который потом дает о себе знать на протяжении всей жизни («Жизнь»).
Лилия Паронян с юности увлекалась математикой, поэтому в ее творчестве в философском контексте встречаются образы чисел («Формула жизни»), уравнений («Время для моей души»), алгоритмов («Пробуждение»). Поэтесса прибегает к образу вселенной: в ее интерпретации это и мир человеческих мыслей («Кто-то борется со своим лишним весом…»), и бесконечная сфера жизни («Бесконечность»), и природа во всем ее многообразии («Закат»), и, наконец, внутренний мир лирической героини с ее беспрестанными поисками гармонии («Человек мира»). Депрессию она сравнивает с гравитацией («Гравитация») — настолько глубоко прониклась поэтесса сознанием бесконечности человеческой души.
Паронян метко критикует современные тенденции в мире женской моды, которые навязывают дамам стереотипные модели поведения и глянцевый имидж («Vogue», «Кукла», «Кто-то борется со своим лишним весом…»). Она на собственном опыте познала, что все эти образы — мираж, и призывает представительниц прекрасного пола быть самими собой. И она подает им пример с помощью внутренних монологов, которыми пытается познать себя и окружающую реальность («Разговор с собой», «Я»). Вместе с тем ей не чужды заботы о своем внешнем виде. Она отдает должное женской красоте, сравнивая ее с бездонной, прекрасной пустыней («Пустыня Сахара»), которая нуждается в уходе — как психологическом, так и косметическом («Make-up»). Впрочем, Паронян советует не разменивать свою красоту и богатый внутренний мир на погоню за деньгами и пустыми развлечениями («Деньги», «Очищение») — в противном случае человек быстро теряет себя.
Стихотворения Паронян подкупают своей доверительностью и открытостью. Она абсолютно откровенна c читателями и без колебаний раскрывает перед ними тайны своей души. Ее героиня лишена комплексов и готова к прямому диалогу. В стихе «Будь собой!» она от имени читателей обращается к себе с извечным вопросом человеческого бытия: «Что же дальше?» — и отвечает на него названием стихотворения.
Любовные стихи Паронян полны страсти — жгучей ревности и тоски влюбленных («Ревность»). Но ее героиня не отчаивается и ищет пути к примирению. Стихотворение «Поговорим» — крик измученной женщины, отчаянно пытающейся примириться с возлюбленным. Пожалуй, не одна представительница прекрасного пола поймет состояние лирической героини и, возможно, найдет в нем утешение в момент ссоры со своей второй половинкой. Для поэтессы любовь — это в первую очередь страдания, боль и ответственность друг за друга, однако она готова терпеть любые испытания ради этого прекрасного, но непостижимого чувства («Любовь»). Она уравнивает мужчину и женщину, любовь которых обеспечивает гармонию в человеческом обществе («Человеческая душа»).
Лирика Паронян полна парадоксов. Например, она предлагает читателям найти в жизни смысл бессмыслия («Смысл бессмыслия»), радость — в печали («Радость и печаль»), сложное — в простом («Сложно и просто») и вместе с ней разорвать оковы свободы («Оковы свободы»). Но в этих противоречиях поэтесса угадывает, вернее, предчувствует глубинную диалектику, которая составляет ткань человеческого существования. И не зря она поместила одно за другим два как будто противоречащих друг другу стихотворения о смерти и формуле жизни. Таким образом поэтесса символично показывает читателю, что после кончины тоже есть свое — другое, новое, совершенное — бытие.
В некоторых стихах Паронян встречаются экзистенциальные мотивы («Смерть», «Дыра утраты»). Поэтесса рассуждает о бренности человеческой жизни, но вера в справедливость помогает ей пережить потерю близких и невзгоды. Тон стихов Паронян несколько витиеватый, простой и оптимистичный одновременно. Она не раз запросто обращается к читателю на ты, задает ему вопросы, предлагает диалог («Любовь»). А иногда призывает к тишине разговорным междометием «Тсс…». Лексика поэтессы разнообразна. В ее стихах встречаются понятия из современного медиапространства: «серия», «сезон» («Сейчас»), «коммуникация», «ролик» («Бессилие»), «высокие технологии» («Мегаполис»). Иногда она вставляет молодежные («круто!», «энные» («Смерть»)) и иностранные словечки («пазл» («Отрезок из жизни», «Человеческая душа»), sexy («Sexy»), vogue («Vogue»), knockdown («Knockdown»), make-up («Make-up»)). Эта лексика создает у читателей ощущение современности, когда жаргонная речь и англицизмы заполонили не только интернет, но и бытовую жизнь нашего общества.
Стихи Паронян отличает глубокий психологизм. Она использует понятия из сферы психологии: «сознание», «саморазвитие», «внутреннее „я“» («Травма»); «подсознание», «самоконтроль» («Страх»); «безумие» («Дыра утраты»), «личность» («Время для моей души»), «самоанализ» («Предательство»). В ее стихотворениях периодически встречаются образы животных, с которыми она себя сравнивает: дикая кошка, белая тигрица («Шушаник»), гусеница («Прошлое»), бабочка («Оковы свободы»).
Стиль и язык Паронян уникальны. Поэтесса использует классическую парную рифму, но чаще всего пишет свободным белым стихом, укладывая слова в строке так же естественно и непринужденно, как композитор кладет ноты на нотоносец. Ее стихи нельзя отнести к конкретному жанру. В ее лирике встречаются элементы романтизма, сентиментализма, психологизма и сюрреализма. Стихотворения Паронян отличает терапевтическая направленность. Она много пишет о жизненных проблемах, но к каждой находит свое решение. Все ее стихи — это и поток сознания, и тайный дневник, и глубоко личные письма себе и любимым людям. В каждом из них поэтесса обостренно рефлексирует. Она никого не обвиняет в своих проблемах, но извлекает из них уроки для будущей — лучшей — жизни.
I reckon something genuinely special in this web site.
Yes😊
I’ll immediately grasp your rss feed as I
can’t find your email subscription link or e-newsletter service.
Do you have any? Please allow me recognize in order that I could subscribe.
Thanks.
No, sorry 😔