Рechorin.net

Упанишады на новый лад.

Рецензия Ксении Жуковой — журналиста, прозаика, сценариста, драматурга, члена жюри конкурса «Литодрама», члена Союза писателей Москвы, литературного критика «Печорин.нет» — на книгу Лилии Паронян.
У книги Лилии Паронян – громкое название – «Человек мира» (Краснодар, Boxbook, 2023). И такая интригующая надпись тут не случайна. Сюрпризы будут практически на каждой странице.

Если ты открываешь книгу, а там сплошные катрены, это не значит, что у тебя в руках книга поэзии. Так получилось, что сначала я читала тексты, потом аннотацию, потом информацию про автора. Третье, кстати, необязательно для объективной оценки произведения, а порой только мешает.

Была попытка посмотреть тексты не с точки зрения их литературной значимости, а сюжетообразуемости, их энергозаряженности. Не просто так автор называет себя основательницей терапевтической поэзии. Если сосредоточится на первом эпитете – «терапевтической», все станет на свои места. Это не стихи. А что это? Почему-то подспудно вертелся в голове образ Индии, хотя в текстах Лилии речь идет только о чувствах и эмоциях. Дело в том, что тексты очень напоминают наговоры. А скорее даже Упанишады. Упанишады на новый лад. Упанишады состоят из рассуждений, размышлений, несут философский и психологический подтекст. Акцентированы на метафизике и самореализации. Тексты Лилии Паронян тоже основаны на самореализации. Тут есть и рефлексия, и медитация, и космология.

Техника письма не всегда совершенна. Отсутствует индивидуальность языка и стилистические особенности. Стоит ли называть эти тексты поэзией? Полагаю, пока с этим стоит подождать. Но будут ли тексты от этого менее ценны? Давайте разберемся.

Если смотреть только на исполнение, можно заметить, что автор упорно делит тексты на четверостишья, даже тогда, когда в этом совсем нет надобности.

Тематика книги. Названия текстов уже служат поводом для мотивации менять свою жизнь: «Доверие», «Проснись!», «Сегодня я хотела бы поговорить с вами о вере», «Тиран и его жертва», «Точка кипения».

Нет, в текстах нет четкой инструкции, как действовать. Но автор делится своим опытом, порой создается впечатление, что тексты заряжены «энергией действия». И если повторять как мантры, то у тебя появятся крылья за спиной и силы для реализации возможностей. Нет ни капли осуждения – «Каждый человек падает в своей жизни».

Книгу можно разделить на:

Тексты, где автор делится своим опытом в виде своеобразного дневника, о чем автор так и пишет – «тайный дневник». Автор честно признается:

Со мною сложно просто дружить,

Общаться на пустые темы или кого-то обсудить

Именно честность подкупает, заставляя не думать об отсутствии ритмики, нарушении размеров, слабых глагольных рифмах. Если в поэзии будет не очень правильно «дружить и обсудить» соотносить между собой, то с точки зрения житейской логики этот искренний порыв найдет нужную оценку и скорее всего даст почувствовать читателю, что он не одинок в своем вынужденном неуюте.

Самокритичность автора позволяет, сопереживая получать ощущение значимости и наполненности. Таким образом, можно поднять самооценку тем, кто склонен к самобичеванию.

Попытка разобраться в страшном.

Болтовня о себе – говорит лишь о готовности души

Контактировать с той личностью, которая у нас внутри

Тексты, где идут воззвания:

Осознай, человек, во Вселенной бесконечной

Ты способен управлять лишь своей вселенной…

И тексты-благодарности своим близким и тому, что окружает (семья, дом):

Сюда можно соотнести один из наиболее удачных и пронзительных текстов «Папа и мое прошлое» –

…Но я буду помнить твои слова напоследок:

 «Доченька моя родная, ты всегда справлялась!»

Надо понять, какую цель преследует автор: донести и поделиться своим внутренним миром, помочь тем, кто прочтет тексты, заниматься поэзией? Готовность осуществления первых двух пунктов кажется важнее остального. И это тоже ценно. Думается, что автор, если задастся целью ворваться в мир поэзии, то, безусловно, это получится. В данном варианте событий автор принес в жертву художественность и реализацию образов для выполнения главной задачи – целительства. И эта задача полностью разрешилась. Будет замечательно, если эта книга кого-то замотивирует на смелые решения и поступки, которые смогут изменить жизнь в лучшую сторону.

Молитвы, заклинания, заговоры – все это может найти здесь искушенный читатель. Автор позволяет быть «нос к носу» с читателем, благодаря такой позиции рождается доверие и возможность воспринимать информацию и действительно получать терапевтический эффект. Книгу можно рекомендовать в раздел психологии и как вспомогательную брошюру в кризисных центрах. Будет отрадно узнать, что автор будет продолжать двигаться как психолог, ибо у него есть самое главное для этой профессии – человечность. Поэтому слово «человек» и присутствует в названии этой книги.

Лилия Паронян производит впечатление открытого душой умного собеседника, наделенного состраданием, умением подмечать и анализировать важные житейские ситуации. Сначала был прочитан текст, а потом аннотация, где сказано, что это – терапевтические стихи. Действительно, воззвания полны боли, но не эгоистической, а боли от сочувствия и желания помочь пережить то, что переживала героиня текстов. Догадка подтвердилась. Виден порыв искренней помощи. Ближе всего воззвания будут именно женщинам, но от этого вряд ли автор потеряет в аудитории. Может быть, эта книга будет подспорьем в критический момент. Если грамотно оформить и назвать несколько иначе, это было бы качественный продукт помощи.

В самой тревожной, самой, казалось бы, невыносимой ситуации, стоит вспомнить строки:

Жизнь – она повсюду!

Лишь стоит быть в ней…

Стоит только согласиться с автором и присоединиться к этим словам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Включить музыку